Некоторые дети, приходя в детский сад, ведут себя не совсем адекватно. Это может проявляться в ударах, порче игрушек, кусании других детей и прочих проявлениях агрессии. Причиной тому в большинстве случаев является вовсе не дурной характер и отсутствие воспитания. За таким поведением обычно стоит повышенная уязвимость и эмоциональные переживания ребёнка. Существует множество факторов, провоцирующих детскую агрессию.
Новое место
Знакомство с детским садом – большой стресс для малыша. Расставание с мамой, непривычная обстановка, новое питание – всё в общей сложности может настолько его травмировать, что нервное напряжение выльется в агрессию по отношению к другим детям.
Сложности коммуникации
Между ребёнком и близкими родственниками устанавливаются отношения, основанные на невербальных сигналах, когда близкие люди понимают друг друга без слов. В новом коллективе в детском саду могут использоваться другие вербальные (словесные) и невербальные сигналы, непонятные малышу. Что-то может показаться ему насмешкой или опасностью, в результате реакция окажется излишне резкой. Наказанный ребёнок в такой ситуации даже не понимает причину наказания.
Наблюдаемое насилие
Неблагоприятная обстановка в семье и насилие между родственниками может привести к тому, что ребёнок переносит подобные отношения на общение со сверстниками. Особенно психологически уязвимы дети, к которым применяют физические наказания. Также малыш может наблюдать проявления агрессии в кинофильмах или видеоиграх. Необходимо ограничивать время просмотра фильмов и тщательно следить за тем, что может увидеть ребёнок.
Сложная жизненная ситуация
Развод родителей, ссоры в семье, переезд – это травмирующие обстоятельства даже для взрослого. Ещё острее на них реагирует ребёнок, который не в состоянии даже повлиять на происходящее. Ситуация усугубляется тем, что в сложные периоды взрослые не находят времени обсудить с малышом его переживания. Избыток негативных эмоций выливается в конфликты в детском саду.
Как помочь малышу
• В первую очередь нужно постараться найти причину агрессивного поведения.
• Требуется следить за своей реакцией. Слишком бурное и эмоциональное осуждение или уточнение обстоятельств детского проступка может ввергнуть ребёнка в ещё большую депрессию. Не стоит драматизировать: если малыш в три года побил сверстника, это не значит, что он вырастет преступником.
• Следует регулярно находить время на общение с ребёнком и спокойно расспрашивать его о событиях, происходящих в детском саду. Своевременное вмешательство предотвратит назревающий срыв.
• Ребёнка нужно научить разрешать спорные ситуации, не прибегая к физическому насилию. Эффективно бывает проигрывание сценок с различными вариантами конфликтов с помощью игрушек, где герои находят приемлемое решение проблем.
• Нельзя поддерживать малыша в его агрессивности, укреплять и одобрять его образ драчуна и забияки в глазах окружающих.
• Будет полезна консультация детского психолога. Опытный психолог МГУ представлен на сайте elena-kiseleva.ru/obo-mne/. При этом важно, чтобы поход к специалисту не воспринимался ребёнком как кара за плохое поведение, иначе это усложнит установление доверительных отношений малыша с психологом. Нужно объяснить, что цель похода к специалисту – получить совет от мудрого человека, который расскажет, как сделать, чтобы всем стало хорошо, и никто не ссорился.
Проблема детской агрессии решаема. Следует только иметь в виду, что «сложное» поведение ребёнка – всегда сигнал о его эмоциональном неблагополучии.
Автор: Марк Капранов
Добавить комментарий